В данном видеоролике разбирается решение шестого задания ОГЭ по информатике . Расставлены основные акценты и показано на что стоит обратить внимание, а что является не таким важным.
Рассматриваются варианты с Исполнителем Чертёжником , которые наиболее часто встречаются на экзамене по информатике . На практике показано, как решить данные задачи с помощью трёх простых и понятных действий.
Подробно с объяснениями решено всего три задачи.
Первая задача является классической для данного задания. Развёрнуто с деталями в ней вводятся основные понятия, а также показано, как эффективно и быстро справится с ней.
Вторая задача решается от первого лица. Такой подход максимально приближает зрителя к атмосфере реального экзамена и помогает понять, какие конкретно действия необходимо сделать, чтобы получить заветный балл.
Третью задачу можно отнести к нестандартной, хотя все техники и методики остаются прежними.
Для закрепления пройденного материала не забудьте потренироваться в системе онлайн тестирования на моём сайте! Ссылка под видео
Счастливых экзаменов!
Разбор 6 задания ЕГЭ 2017 года по информатике из проекта демоверсии. Это задание базового уровня сложности. Примерное время выполнения задания 4 минуты.
Проверяемые элементы содержания: формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд. Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ: Формализация понятия алгоритма. Построение алгоритмов и практические вычисления.
Задание 6:
Автомат получает на вход трёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.
1. Складываются первая и вторая, а также вторая и третья цифры исходного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей).
Пример.
Исходное число: 348. Суммы: 3 + 4 = 7; 4 + 8 = 12. Результат: 127.
Укажите наименьшее
число, в результате обработки которого автомат выдаст число 1711.
Ответ: ________
Разбор 6 задания ЕГЭ 2017:
Очевидно, что результат 1711 получился из двух чисел 17 и 11.
Теперь находим наименьшее трехзначное число.
Так как ищем наименьшее число, то и начинать будем с наименьшей суммы (11), чтобы получить наименьшую первую цифру.
11 — 9 = 2. Таким образом, число 11 получается как сумма 2 и 9: 2 + 9 = 11 .
Число 17 получается как сумма 9 и 8: 9 + 8 = 17 .
Теперь составляем искомое наименьшее трехзначное число и получаем 298.
Проверяем 2 + 9 = 11 и 9 + 8 = 17
Видео-фрагмент из консультационного занятия (консультация перед экзаменом по информатике) по подготовке к ОГЭ . Разбор задания номер 6 из ОГЭ по теме Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. Исполнители алгоритмов. В предложенном выше видеофрагменте вы найдете решение задания номер 6 из ОГЭ по информатике
Задание 6:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные - уменьшается.
V1. Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 2 раз
Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, -1)
Конец
Сместиться на (6, −4)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?
V2. Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (-4, 0
конец
Рассмотрим решение 6 задания ОГЭ-2016 по информатике из проекта демоверсии. По сравнению с демоверсией 2015 года, 6 задание не изменилось. Это задание на умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд (Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании).
Скриншот 6 задания
Задание:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b)
(где a,b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (9, 5), то команда Сместиться на (1, -2)
переместит Чертёжника в точку (10, 3).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3
повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (-4, 0)
конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (-9, -3)
2) Сместиться на (-3, 9)
3) Сместиться на (-3, -1)
4) Сместиться на (9, 3)
Решение 6 задания ОГЭ-2016:
В цикле Чертёжник выполняет последовательность команд
— Сместиться на (-2, -3)
— Сместиться на (3, 2)
— Сместиться на (-4, 0),
которую можно заменить одной командой Сместиться на (-2+3-4, -3+2+0), т.е. Сместиться на (-3, -1).
Так как цикл повторяется 3 раза, то полученная команда Сместиться на (-3, -1) выполнится 3 раза. Значит цикл можно заменить командой Сместиться на (-3*3, -1*3), т.е. Сместиться на (-9, -3).
Таким образом получаем команду Сместиться на (-9, -3) на которую можно заменить весь алгоритм.
Урок посвящен тому, как решать 6 задание ЕГЭ по информатике
6-я тема — «Анализ алгоритмов и исполнители» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 4 минуты, максимальный балл — 1
Исполнитель для возведения в квадрат, деления, умножения и сложения
Тезисно рассмотрим то, что может пригодиться для решения 6 задания.
- в задаче, для которой требуется определить все возможные результаты работы алгоритма какого-либо исполнителя, можно исходные данные обозначить переменными и вычислить алгоритм с этими переменными;
- в задаче, для которой требуется найти оптимальную программу (или наиболее короткую), и которая с помощью заданного набора команд преобразует некоторое число в другое, лучше для решения строить дерево возможных вариантов ; таким образом, вычисляя, какие результаты получатся после одного шага, после двух шагов и т.д. В результате найдется общее решение;
- если среди заданных в задании команд исполнителя есть необратимая команда (например, исполнитель работает с целыми числами и есть команда возведения в квадрат – любое число можно возвести в квадрат, но не из любого числа можно извлечь квадратный корень, получив при этом целое), то дерево вариантов лучше строить с конца , т.е. в обратном порядке, двигаясь от конечного числа к начальному; тогда как получившаяся при этом в результате последовательность команд программы необходимо записать от начального числа к конечному.
Проверка числовой последовательности на соответствие алгоритму
- для выполнения некоторых заданий необходимо повторить тему ;
- максимальное значение суммы цифр десятичного числа — это 18 , так как 9 + 9 = 18 ;
- для проверки правильности переданного сообщения иногда вводится бит четности — дополнительный бит, которым дополняется двоичный код таким образом, чтобы в результате количество единиц стало четным: т.е. если в исходном сообщении количество единиц было четным, то добавляется 0, если нечетным — добавляется 1:
Теперь будем рассматривать конкретные типовые экзаменационные варианты по информатике с объяснением их решения.
Разбор 6 задания
Решение заданий 6 ЕГЭ по информатике для темы Исполнители
6_1:
Исполнитель КУЗНЕЧИК живет на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА — точка 0 . Система команд КУЗНЕЧИКА:
- Вперед 5 — Кузнечик прыгает вперед на 5 единиц,
- Назад 3 — Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3» , чтобы КУЗНЕЧИК оказался в точке 21 ?
✍ Решение:
Рассмотрим два варианта решения.
✎ 1 вариант решения:
- Введем обозначения:
- пусть x — это команда Вперед 5
- пусть y — это команда Назад 3
- Поскольку Кузнечик двигается с начала числовой оси (с 0 ) и в итоге достигает точки 21 , то получим уравнение:
Результат: 3
✎ 2 вариант решения:
- Допустим, Кузнечик допрыгал до 21 (и дальше). Он это мог сделать только при помощи команды Вперед 5. Будем рассматривать числа > 21 и делящиеся на 5 без остатка (т.к. Вперед 5 ).
- Первое число большее 21 и делящееся на 5 без остатка — это 25 .
Результат: 3
Если что-то осталось непонятным, предлагаем посмотреть видео с разбором решения:
6_2:
Имеется исполнитель Кузнечик, живущий на числовой оси. Система команд Кузнечика:
- Вперед N (Кузнечик прыгает вперед на N единиц);
- Назад M (Кузнечик прыгает назад на M единиц).
Переменные N и M могут принимать любые целые положительные значения.
Известно, что Кузнечик выполнил программу из 50
команд, в которой команд Назад 2
на 12 больше, чем команд Вперед 3
. Других команд в программе не было.
На какую одну команду можно заменить эту программу, чтобы Кузнечик оказался в той же точке, что и после выполнения программы?
✍ Решение:
- Для того чтобы узнать количество обеих команд, необходимо ввести неизвестное x . Представим, что количество команд Вперед 3 было выполнено x раз, тогда количество команд Назад 2 было x+12 раз. Так как всего команд было 50 и других команд не было, то составим уравнение:
Результат: Назад 5
Предлагаем посмотреть разбор задания 6 на видео:
ЕГЭ 6_3:
У исполнителя Квадр
две команды, которым присвоены номера:
- прибавь 1,
- возведи в квадрат.
Первая из этих команд увеличивает число на экране на 1, вторая - возводит в квадрат. Программа для исполнителя Квадр - это последовательность номеров команд.
Например, 22111 - это программа возведи в квадрат возведи в квадрат прибавь 1 прибавь 1 прибавь 1 Эта программа преобразует число 3 в 84 .
Запишите программу для исполнителя Квадр , которая преобразует число 5 в число 2500 и содержит не более 6 команд. Если таких программ более одной, то запишите любую из них.
✍ Решение:
- Поскольку число 2500 достаточно большое, поэтому разгадать, какими командами можно до него «дойти» сложно.
- В такого рода задачах следует начать решение с конца — с числа 2500 квадратный корень из числа (т.к. квадратный корень — операция обратная возведению в квадрат). Если квадратный корень не извлекается, будем выполнять обратную команду для первой команды — Вычти 1 (обратная для Прибавь 1 ):
Результат: 11212
Вы можете посмотреть видео решенного 6 задания ЕГЭ по информатике:
6_4. Вариант № 11, 2019, Информатика и ИКТ Типовые экзаменационные варианты, Крылов С.С., Чуркина Т.Е.
У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
- прибавь 3,
- умножь на 5.
Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 5.
Запишите порядок команд в программе, которая преобразует число 3 в число 24 и содержит не более четырёх команд. Указывайте лишь номера команд.
✍ Решение:
- В такого рода задачах иногда проще начать решение с конца — с числа 24 , и каждый раз пытаться выполнить действие разделить на 5 (т.к. деление — операция обратная умножению). Если рассматриваемое число не делится целочисленно на 5, то будем выполнять обратную команду для первой команды — вычти 3 (обратная для прибавь 3 ):
Ответ: 2111
6_5:
У исполнителя, который работает с положительными однобайтовыми двоичными числами, две команды, которым присвоены номера:
- сдвинь вправо
- прибавь 4
Выполняя первую из них, исполнитель сдвигает число на один двоичный разряд вправо, а выполняя вторую, добавляет к нему 4.
Исполнитель начал вычисления с числа 191 и выполнил цепочку команд 112112 . Запишите результат в десятичной системе счисления.
✍ Решение:
✎ 1 способ:
- Для выполнения первой команды переведем число в двоичную систему счисления:
Результат: 16
✎ 2 способ:
- При сдвиге вправо в старший бит попадает нуль, а младший бит отправляется в специальную ячейку – бит переноса, т. е. он будет «утерян». Таким образом, если число чётное, то при сдвиге оно уменьшается в два раза; если нечётное, - уменьшается в два раза ближайшее меньшее чётное число (либо исходное нечетное целочисленно делится на 2 ).
- Получим результаты выполнения последовательности команд:
Результат: 16
Подробное объяснение смотрите на видео:
6_6: Задание 6 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ вариант 19 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
У исполнителя Прибавлятеля-Умножателя две команды, которым присвоены номера:
- Прибавь 3
- Умножь на х
Первая из них увеличивает число на экране на 3 , вторая умножает его на х . Программа для исполнителя — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12112 преобразует число 3 в число 120 .
Определите значение х
, если известно, что оно натуральное.
✍ Решение:
- Подставим по порядку выполняемые команды согласно номерам в последовательности команд. Для удобства будем использовать скобки:
12112 :
Все верно.
Результат: 4
Подробней разбор урока можно посмотреть на видео ЕГЭ по информатике 2017:
Решение заданий для темы Проверка числовой последовательности (Автомат)
6_7: ЕГЭ по информатике задание 6 с сайта К. Полякова (задание под номером Р-06):
Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.
- Складываются первая и вторая, а также третья и четвёртая цифры исходного числа.
- Полученные два числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 3165. Суммы: 3 + 1 = 4; 6 + 5 = 11. Результат: 114.
Укажите наименьшее
число, в результате обработки которого, автомат выдаст число 1311
.
✍ Решение:
Результат: 2949
Процесс решения данного 6 задания представлен в видеоуроке:
6_8: Задание 6 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.) вариант 13:
Автомат получает на вход четырехзначное число. По нему строится новое число по следующим правилам:
- Складываются первая и вторая, затем вторая и третья, а далее третья и четвёртая цифры исходного числа.
- Полученные три числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).
Пример : Исходное число: 7531. Суммы: 7+5=12; 5+3=8; 3+1=4. Результат: 4812.
Укажите наибольшее число в результате обработки которого автомат выдаст 2512 .
✍ Решение:
Результат: 9320
6_9: Задание 6 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ (Ушаков Д.М.) вариант 2:
Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа. В этих числах все цифры не превосходят цифру 6 (если в числе есть цифра больше 6, автомат отказывается работать). По этим числам строится новое шестнадцатеричное число по следующим правилам:
- Вычисляются два шестнадцатеричных числа — сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел.
- Полученные два шестнадцатеричных числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей).
Пример : Исходные числа: 25, 66. Поразрядные суммы: 8, B. Результат: B8.
Какие из предложенных чисел могут быть результатом работы автомата?
Перечислите в алфавитном порядке буквы, соответствующие этим числам, без пробелов и знаков препинания.
Варианты:
A) 127
B) C6
C) BA
D) E3
E) D1
✍ Решение:
Результат: BC
Подробное решение данного 6 задания можно просмотреть на видео:
6_10: 6 задание ЕГЭ. Задание 4 ГВЭ 11 класс 2018 год ФИПИ
Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа . В этих числах все цифры не превосходят цифру 7 (если в числе есть цифра больше 7, автомат отказывается работать). По этим числам строится новое шестнадцатеричное число по следующим правилам.
1.
Вычисляются два шестнадцатеричных числа: сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел.
2.
Полученные два шестнадцатеричных числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).
Пример. Исходные числа: 66, 43. Поразрядные суммы: A, 9. Результат: 9A.
Определите, какое из предложенных чисел может быть результатом работы автомата.
Варианты:
1) AD
2) 64
3) CF
4) 811
✍ Решение:
Результат: 1
Решение 4 задания ГВЭ 11 класса смотрите на видео:
Решение задания про алгоритм, который строит число R
6_11: Задание 6 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ вариант 2 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
N R следующим образом:
- 4N .
- складываются все цифры двоичной записи, и остаток от деления суммы на 2 дописывается в конец числа (справа). Например, запись 10000 преобразуется в запись 100001 ;
- над этой записью производятся те же действия — справа дописывается остаток от деления суммы цифр на 2 .
Полученная таким образом запись является двоичной записью искомого числа R .
Укажите такое наименьшее число N , для которого результат работы алгоритма больше 129 . В ответе это число запишите в десятичной системе счисления.
✍ Решение:
- Заметим, что после выполнения второго пункта задания, будут получаться только четные числа! Наименьшим возможным четным числом, превышающим 129, является число 130 . С ним и будем работать.
- Переведем 130 в двоичную систему счисления:
Результат: 8
Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 6 задания ЕГЭ по информатике:
6_12: 6 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
На вход алгоритма подаётся натуральное число N . Алгоритм строит по нему новое число R следующим образом.
- Строится двоичная запись числа N .
- К этой записи дописываются справа ещё два разряда по следующему правилу:
- складываются все цифры двоичной записи числа N , и остаток от деления суммы на 2 дописывается в конец числа (справа). Например, запись 11100 преобразуется в запись 111001 ;
- над этой записью производятся те же действия – справа дописывается остаток от деления суммы её цифр на 2.
Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N) является двоичной записью искомого числа R.
Укажите минимальное число R
, которое превышает число 83
и может являться результатом работы данного алгоритма. В ответе это число запишите в десятичной системе счисления.
✍ Решение:
- Заметим, что после второго пункта условия задачи получаются только четные числа (т.к. если число в двоичной системе заканчивается на 0 , то оно четное). Таким образом, нас будут интересовать только четные числа.
- Наименьшим возможным числом, превышающим 83, является число 84 . С ним и будем работать.
- Переведем 84 в двоичную систему счисления:
Результат: 86
Подробное решение данного 6 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
6_13: Разбор 6 задания ЕГЭ вариант № 1, 2019 Информатика и ИКТ Типовые экзаменационные варианты (10 вариантов), С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина:
На вход алгоритма подается натуральное число N . Алгоритм строит по нему новое число R следующим образом:
1.
Строится двоичная запись числа N
.
2.
К этой записи дописываются справа еще два разряда по следующему правилу:
— если N
делится нацело на 4
ноль
, а затем еще один ноль
;
— если N
при делении на 4
дает в остатке 1
ноль
, а затем единица
;
— если N
при делении на 4
дает в остатке 2
, то в конец числа (справа) дописывается сначала один
, а затем ноль
;
— если N
при делении на 4
дает в остатке 3
, в конец числа (справа) дописывается сначала один
, а затем еще одна единица
.
Например, двоичная запись 1001 числа 9 будет преобразована в 100101, а двоичная запись 1100 числа 12 будет преобразована в 110000.
Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N ) является двоичной записью числа R - результата работы данного алгоритма.
Укажите максимальное число R , которое меньше 100 и может являться результатом работы данного алгоритма. В ответе это число запишите в десятичной системе счисления .
✍ Решение:
- Поскольку требуется найти наибольшее число, то возьмем наибольшее из возможных чисел, которые - это число 99 . Переведем его в двоичную систему:
Результат: 96
Предлагаем посмотреть видео решения: